Опять все в кучу... Ладно. Редкое по здешним местам событие - не-сетевой контакт с сестрой по разуму - Чья Чье. Ценой неимоверных усилий удалось даже не опоздать на вокзал - вовремя ее встретить.
Дальше начались совпадения... Слишком памятный мне номер в гостинице... - его что, специально для меня берегли?? Дождь - который Чья Чье, видно, носит с собой - уже думаю, а такая ли фантастика " Люди Икс"...
Короче, половина моих экскурсионных планов оказалась смятой - но не жалею.
Неожиданно - пошли вдвоем ( наконец) на фильм "Искупление", о котором уважаемый Опера на форуме прожужжал все мозги. Потом - чайный клуб ( по плану. Было очень интересно видеть выражение лица человека, впервые окунувшегося в этот мирок. Словно кошка на колбасной фабрике.
Да, кстати о птичках... то есть, кошках - мода, что ли пошла в нашем Призрачном рунете на белых котят? Новое приобретение Чья Чье - точная копия моего КрысЯ, Шурки Бастет, Снежки Немона - и прочих, прочих...


Теперь про фильм. Потом скопирую эту часть поста на НПФ. Объясните кто-нибудь, как пользоваться такими тегами, чтобы убрать часть текста???
Итак. Рецензия довольно беспорядочная - не обсессудьте, весна - не до логики.
Сначала - первая ассоциация - Англия Голсуорси или даже Агаты Кристи. Примерно таким мне представлялся при первом прочтении Кондафорд, в котором жила Динни Черрел.
Брайони: живет в параллельных мирах. Она замкнута, одинока - вряд ли ее до конца понимают окружающие - да она и не особо стремится быть понятой. Но - естественное для подростка желание привлечь к себе внимание и подтвердить свою значимость. Многое напомнило мне меня, мое полуотшельническое детство - только мне пршилось рано столкнуться с жестокостью, не в 13 лет - а намного раньше. Даже поставило передо мной вопрос - а что такое мое чтение запоем, моя ли это потребность - или форма бегства от побоев и издевательств. Ладно.
Брайони безусловно талантлива - в чем-то развита выше своего возраста, в чем-то - куда наивнее. Могла бы быть яркой - не уйди в свой собственный фантастический мир, который потрясают первые еще детские увлечения. Не без высокомерия - она командует близнецами, свысока ( возможно, не осознавая сама) относится к Лоле - явно считая ту глупой. Ее отодвигают в сторону - но претензия на эту власть у Брайони есть. Отсюда как мне кажется - не особо меня впечатливший прыжок в воду - лишнее доказательство, что она не осознает полностью возможные последствия своих действий.
Лола: - имя выбрали подходящее)) ( Хотя каюсь, Набокова знаю только по фильму). Не слишком интеллектуально развита ( во всяком случае, это не на первом месте, как у Брайони) - рано созрела. Сколько ей - 14, 15? Простодушная нимфетка, но довольно пассивная, которая тем не менее, бессознательно ищет приключений и жаждет... Сама еще не до конца понимая, чего. Я не верю, что это было настоящее изнасилование - когда жертва НЕ ХОЧЕТ и сопротивляется всеми силами души и тела. Лола девушка их хорошей семьи, воспитание соответствующее - но думаю, примение силы здесь во многом было условным. Да и потом - она не в крови, не в синяках, она не кричала... Один из тех случаев, где "жертва" сама провоцирует насильника. И последующий брак это подтвердил - недаром на церемонии Лола отвернулась от Брайони - она боялась. Брайони - человек непредсказуемый, могла в принципе встать и ляпнуть... Так что Лола и Пол - два сапога пара, горшочек нашел крышечку и т.д. Все она отлично знала с самого начала, даже думаю - ей в каком-то смысле понравилось.
Сесилия: - носит маску опытной, циничной, все повидавшей женщины. Неплохо носит - и тоже не понимает сама себя. Сколько ей лет? Около 20? Почти на подростковом уровне отношения с Робби - сцена с вазой, например... Чуть ли не дерганье за косички! Она созревает внезапно - сначала под влиянием любви, потом - столкнувшись с жестокостью жизни, когда возлюбленного силой вырывают из ее рук. Тогда маска отчасти слетает - оказывается любящая потрясенная женщина.
Пол: нувориш, чувственный эгоист и во многом - животное. Берет то, что ему нравится, не отягощая себя размышлениями, моралью и угрызениями совести. " Откормленный поросенок, который пошел на базар и накупил много товара" (с).
Робби: - наверно, его хотели показать этаким героем - но ИМХО, получилась абстракция. Юноша из низкого социального слоя, с такими достойными стремлениями... Единственный, кого не в чем упрекнуть - а я не верю в безупречных людей. Какой-то картонный герой - довольно бесцветный. Не верю ни в его страсть к Сесилии, ни в его страдания в тюрьме - для меня это неубедительно.
Что еще сказать?
Брайони столкнулась - ВПЕРВЫЕ - с реалиями жизни, суровой и жестокой, взрослой. В воспаленной голове ранимого одинокого подростка прочтенное эротическое письмо от обожаемого героя сразу же превратило его в монстра - и Брайони убедила сама себя. Поверила. Сцена в библиотеке ее потрясла до глубины души - как потрясает любого ребенка, впервые увидевшего любовный акт - здесь и любопытство, и ее собственная пробуждающаяся чувственность, и воображение... У меня такое ощущение, что Брайони не имела опоры, реальность до сих пор никогда не вызывала у нее потрясений - ей было не с чем соразмерить свои мечты.
Гениально сыграла актриса Брайони-девушку - такое выражение лица... Остановившиеся глаза, сжатые губы - меня как-то сфотографировали за работой на фиком - такое не забывается... Слишком хорошо знаю по себе это отрешенное выражение.
Хорошо показан момент когда Брайони приходит в голову мысль подарить Сесилии и Робби счастье в ЕЕ собственном мире - смерть раненого француза, которому она лжет ради облегчения боли и страха.
Дальше по мере возможностей, что вспомню - а то пост на целую страницу растянется.
ИМХО, растянуты военные сцены - именно из-за неубедительности и бледности Робби. Фильм тонкий, сильный, хороший - но не безупречный.
Хорошо показаны те моменты - когда пересекается мир реальный и мир, воображаемый Брайони - они путаются и перекрывают друг друга. Мне, например, до конца не понятно - сцена с вазой - так, как было - или это придумала объяснение Брайони.