Первая опера, прослушанная мной, так сказать, а-ля натюрель. В Ростов приезжала труппа Большого Театра. Опера не совсем незнакомая - она шла по ТВ, жаль, то тому каналу, который мой ящик принимает плохо.
Для начала - Вардамир была права, назвав музыку сумрачной и колдовской. Сцены предсказания ведьм меня просто заворожили. Понравились лаконичные декорации, хотя некоторые символы оказались непонятны. Кстати, в этих декорациях могло быть и поменьше пыли. Место мне досталось не очень - первое в 3 ряду, но купить что-то лучшее - означало для меня остаться без зимних перчаток.
Интересно было бы все 3 часа проверить мою ЭЭГ - по ощущениям - меня буквально выбросило в транс после первых же 5 минут. Конечно, ваш покорный слуга исполнил фирменный трюк, опоздав на 15 минут на любимую по ТВ-версии сцену.
Но потом...
Ни музыка, ни сюжет " тяжелыми" - как говорила мать, экс-меломанка, мне не показались. Не знаю, я не музыкант, может, певцы и делали какие-то ошибки с точки зрения музыки, но мне их пение не дало ничего, кроме наслаждения. Сцена была почти не видна, лучи софитов били в глаза, оставалось наслаждаться звуками. В некоторых местах у меня мурашки по спине бежали!
Мне оказался неожиданно близок сюжет. Терзания человека, который одержим страстью и, поднимаясь, несет в себе свое проклятие, борьба с самим собой и против себя, ненужность завоеванного преступлением мира - это МОЕ. В унисон с МОЕЙ душевной бурей, которую я ношу в себе уже год.
Макбет и Леди Макбет - как две половины одного целого. Опера не с любовным сюжетом ( что меня раздражает) - но там есть нечто большее, чем страдания разлученных влюбленных. Страсть - не друг к другу, а общая страсть двоих взрослых, сдержанных и сильных людей. Потому-то так подкосила короля смерть его королевы - это стало началом гибели. Очень красиво поставлено - женщина в белой ночной одежде под завораживающую музыку медленно уходит в дверь, которая оказывается склепом. Ее провожают заботливая фрейлина, и доктор - но они ненужны и беспомощны, они тут ничего не могут изменить - королева она, спящая и медленно уходящая в склеп. Она впервые за всю оперу тут в белых одеждах - с тановится светлой только перед лицом смерти, готовясь искупить то, что она сделала.
Очень здорово - мистический колорит, черные декорации, танцующие почти постоянно около Макбета ведьмы. Нечисть не отпускает его - например, держит корону над его головой, темные силы, которые он призвал - теперь часть его, как бы он ни боролся. Противоречивая и изломанная личность. В конце, после его гибели, как-то нет ощущения ХЭ, и все слова о новой заре и новом мирном властителе звучат как-то... Гимн победы превращается в реквием, или реквием - в гимн победы.
По сравнению с заглавным " отрицательным" героем все "положительные" были скучнее. Ну да, все вроде хорошо, герой, полководец - но как-то бледен, не интересен, чужой. Не влдохновляют меня его чувства, какими бы образцово-показательными благородными они не были! Вроде бы - Макбет - зарезал спящего беззащитного старика, подлый поступок - но это его не умаляет и не ставит в тень. И опустивший тяжелую голову Макбет больше приковывал мое внимание, чем радостно-героический Макдуф.
Что раздражало - соседка, прихватившая с собой на Верди девочку лет 5. Та вертелась, лезла на кресло - в том числе, на мое, а в трансе у меня всегда чувствительность повышается. В опере - непонятные швабры, которые зачем-то носили с собой вызванные ведьмами духи, возраст Леди Макбет, которая годилась в матери своему мужу, хотя пела с большой силой и вдохновением - надо было не смотреть, а слушать.
Без ляпов и тут не обошлось - рассмешили меня очки на носу у Макдуфа. Даже терялась сила пения - было смешно.
Еще - соседка справа, очень симпатичная девица - слушала всю оперу раскрыв рот, выдавала по временам реплики вроде : " Неужели она умрет без детей?" - про Леди Макбет, или, в финальной сцене: " Ах бедненький, что, его убьют!".
Воздержусь от комментариев - ясно, что Шекспира она не читала. Вопрос - зачем приперлась на оперу, хотя ее приход заслуживает уважения.
Меня черт дернул процитировать ей в антракте пару строк, так после этого она все вопросы вышеописанного плаан обращала непосредственно в мое ухо.
Напоследок вы посмеетесь уже надо мной - мне что-то не давало покоя. Потом дошло, уже утром - грим Макбета удивительно похож на молодого Оби-Вана из ЗВ. Смешно.